В 1953 году на смену ГАЗ-67Б, заслуженному ветерану времен Великой Отечественной войны, пришел новый полноприводный легковой автомобиль с колесной формулой 4х4 — ГАЗ-69.
Работы над созданием нового вездехода начались еще в 1946 году, а первые испытания опытных моделей — в 1948 году.
Опытную модель назвали «Тружеником», но в итоге ГАЗ-69 остался с обычным заводским индексом, разве что эти машины ласково называли «газиками».
А еще «козликами» — такое прозвище закрепилось за автомобилями этого семейства еще начиная с модели ГАЗ-64 образца 1941-1943 гг.
— за прыгучесть при движении по ухабистым дорогам и кочкам (вина жесткой подвески и короткой колесной базы), но в то же время и за способность, как ни в чем ни бывало, «скакать» по бездорожью там, где, казалось бы, совершенно невозможно проехать.
Выпускались две основных модификации вездехода: двухдверный ГАЗ-69 и четырехдверный ГАЗ-69А.
Последний отличался от ГАЗ-69 не только количеством дверей, но и более комфортным пятиместным кузовом.
Комплектовался ГАЗ-69А единственным 55-сильным мотором.
Внутри ГАЗ-69А установлены два сиденья спереди и одно сплошное трехместное сзади.
Сиденья машины имели более качественную отделку, чем у ГАЗ-69.
Все четыре двери узкие, но шире чем водительская на ГАЗ-69.
В армии автомобиль еще неофициально назывался «командирским», а в сельском хозяйстве — «председательским».
Так же, как и на базовой модели, со стороны водителя была установлена фара-искатель, а для ночной маскировки использовался фонарь под днищем, который выполнял роль габаритного огня для едущего сзади автомобиля.
Конечно, ни о каком комфорте в современном понимании не было и речи.
В машине имелись электрический вентилятор салона и отопитель, однако воздух подавался только на ветровое стекло.
Его движение к ногам возможно было только при движении автомобиля, через открывающийся за капотом воздухозаборник.
Крыша у вездехода была брезентовая, лобовое стекло складное, можно было снять и стекла дверей.
Замки дверей и багажника на автомобиле отсутствовали.
Вместе с ГАЗ-69 комплектовался ГАЗ-69А единственным двигателем типа ЗМЗ-66.
Четырехцилиндровый мотор рабочим объемом 2,12 литра развивал максимальную мощность 55 лошадиных сил при 3600 об/мин.
Максимальный крутящий момент достигал значения 127 Нм (при 2000 об/мин).
Двигатель оснащался карбюратором К-22Д, обладал степенью сжатия 6.5 и потреблял бензин марки А-66 или А-70.
Максимальная скорость машины была 90 км/ч, крейсерская — 45-50 км/ч.
Расход топлива составлял 17-19 литров на 100 км.
В отличие от ГАЗ-69 у ГАЗ-69А имелся только один топливный бак объемом 60 литров.
Он обеспечивал запас хода до 350 км.
ГАЗ-69А имеет зависимые подвески на рессорах спереди и сзади.
Оба моста ведущие, при этом привод к передним колесам отключаемый.
Раздаточная коробка имеет две передачи с передаточными числами 1,15 и 2,78.
Механическая коробка передач у вездехода была аналогичной КПП ГАЗ-М-20 «Победа», трехступенчатая, с синхронизаторами на II и III передачах, но, в отличие от «Победы», рукоятка переключения передач здесь находилась не на рулевой колонке, а на полу.
Размеры машины были следующие: длина 3850 мм, ширина 1750 мм, высота 1850 мм.
Колесная база короткая — расстояние между осями всего 2300 мм, это и было причиной характерного «козления».
Высота дорожного просвета у машины измерялась 210 мм.
При снаряженной массе 1525 кг автомобиль имел грузоподъемность в 650 кг.
Учитывая, что ГАЗ-69 и ГАЗ-69А изначально создавались для военных нужд, то вопросы безопасности, равно и комфорта, при разработке машины стояли далеко не на первом месте.
Что было необходимо, так это чтобы автомобиль получился максимально живучим и ремонтопригодным.
Простота его конструкции позволяла выполнять быстрый ремонт даже в полевых условиях, а многие запчасти и узлы были унифицированы с другими автомобилями ГАЗ.
Все это позволило многим «газикам» прожить десятилетия и сохраниться до наших дней.
Особенно интересны машины в первозданном виде, представляющие коллекционную ценность.
На замену ГАЗ-69 и ГАЗ-69А в 1972 году пришла новая модель — УАЗ-469.