«Двадцать первая» Волга (ГАЗ-21) стала знаковым автомобилем советской эпохи и по сей день остается одним из лучших примеров отечественного автомобилестроения.
Разумеется, в ходе разработки конструкторы учитывали богатый опыт зарубежных производителей, в частности, очень заметно влияние американской школы дизайна 50-х годов.
Автомобиль получил несущий кузов с мощным передним подрамником, отличался подчеркнуто динамичным силуэтом, высокой плавностью хода, а главное — уровнем комфорта, ранее недоступным для отечественных моделей.
Автомобиль экспортировался в 75 стран мира.
Первые же машины ГАЗ-М 21Г, относящиеся к так называемой «1-й серии», которая еще называется «Волгой со звездой» (за эмблему на облицовке радиатора), выкатились из ворот опытного цеха 10 октября 1956 года.
Всего же до конца 1956 года было выпущено только пять экземпляров.
Массовое производство началось лишь в следующем году.
Помимо безупречного экстерьера, Волга привлекала и своим интерьером.
Передний диван (по-другому не скажешь) с откинутой спинкой превращал салон в настоящую спальню.
В те годы еще не так много уделялось внимания внутренней облицовке, поэтому крашеный металл в салоне считался обычным явлением, а пластика здесь минимум, но зато он приятного «живого» цвета, имитирующего слоновую кость, а при его изготовлении использовались натуральные компоненты: желатин, костная мука и молочная кислота.
Обязательным атрибутом были отделка хромом, большие круглые часы с надписью «Сделано в СССР».
Рукоятка переключения передач находилась на рулевой колонке.
Имелся радиоприемник с двумя диапазонами ДВ и СВ (длинные и средние волны) и памятью станций, реализованной с помощью механики; для питания радиоламп использовался блок питания, преобразующий постоянный ток бортовой сети напряжением 12В в переменный 200В.
В варианте такси вместо радио был установлен счетчик, а переднее сиденье разделено на две части для водителя и пассажира, при этом пассажирская часть могла складываться, образуя площадку для багажа.
Всего было выпущено около 30 тысяч машин 1-й серии.
В течение 1957 года Волга выпускалась с модернизированным «Победовским» двигателем в модификации ГАЗ-21Б, имевшим больший рабочий объем за счет увеличенного до 88 мм диаметра цилиндров, и с увеличенной до 7,0 степенью сжатия (2,4 л., 65 л.с.
при 3800 об/мин., крутящий момент 158 Нм при 1800 об/мин).
Двигатель агрегатировался только с трехступенчатой механической коробкой передач.
Летом 1957 года на автозаводе была закончена подготовка производства современного верхнеклапанного двигателя модели ЗМЗ-21А и примерно с июля конвейер переходит на оснащение автомобилей новым двигателем.
Эти машины обладали запасом мощности в 70 «лошадей», а максимальная скорость была увеличена со 120 до 130 км/ч.
По заказу и впервые для отечественного автомобиля на ГАЗ-21 Волга могла устанавливаться автоматическая гидромеханическая коробка передач.
В число особенностей конструкции автомобиля входил задний мост с неразрезным цельнолитым картером, созданный на базе моста ЗИМ ГАЗ-М-12 путем укорачивания полуосей и их кожухов.
До этого, на самых первых выпущенных автомобилях устанавливался шумный задний мост со спирально-коническими шестернями, представлявший собой модернизированный задний мост ГАЗ-69.
Архаичными решениями даже в то время считались рычажные амортизаторы и шкворневая передняя подвеска, но последняя более надежна и устойчива к большим нагрузкам, чем конструкция с шаровыми опорами.
Интересно, что автомобиль с завода оснащался централизованной системой смазки узлов передней подвески с помощью специальных трубок и шлангов, которые доставляли смазку ко всем точкам шприцевания — достаточно было нажать на шток специального насоса.
Это рекомендовалось делать после проезда глубоких луж и раз в 100-200 км.
Автомобиль получил гидропривод сцепления от подвесной педали, трехопорный карданный вал.
Тормозная система включала один контур и барабанные тормоза, при этом передние имеют раздельные гидроцилиндры тормозных колодок, тогда как в задних тормозах обе колодки приводятся в действие одним общим цилиндром.
Стояночный тормоз трансмиссионный, с вытяжным рычагом под панелью приборов.
Автомобиль получил колесные диски размерностью 15 дюймов и шины 6,70—15" (170—380) внешним диаметром 72 см.
Безопасности ГАЗ-21 внимание было уделено не больше, чем любому другому отечественному автомобилю того времени.
«Волга» получила автоматический выключатель указателя поворотов, но, к примеру, омыватель лобового стекла появился только у машин следующего выпуска.
У автомобиля отсутствовали ремни безопасности — только у некоторых экспортных модификаций были предусмотрены места для их установки.
ГАЗ-21 — легендарный автомобиль, представляющий значительный интерес в качестве объекта для реставрации.
Особенно ценятся машины первой серии, считающиеся наиболее редкими.
Учитывая наличие как восстановленных экземпляров в более-менее аутентичном виде, так и прошедших всевозможный тюнинг, а также основательно изношенных машин, требующих значительных вложений, разброс цен весьма велик.